Музыку можно сравнить с дыхательной гимнастикой, где есть вдох-выдох, и чередование напряжения с расслаблением. Именно это и является главным в том, что музыка становится инструментом воздействия. В этом её терапия. И не случайно, традиционно, музыка заканчивает своё звучание разрешением. То есть возвращением в исходную, первоначальную тональность, которая была главной, определяющей характер произведения. Это задумано для успокоения и расслабления после участия в "работе". Терапия музыкой проходит по нескольким уровням воздействия, звукочастотное воздействие, тонально-гармоническое, сюжетно-драматургическое, всё вместе образует эмоциональную картину, способную раскачать человеческое восприятие. А предпочтения, вкусы и воспринятые традиции слушателя - являются как бы "ключом настройки", который определяет способность понимать и принимать данную музыку.
Медитация - не сама музыка, а реакция организма на её прослушивание.
Известно, что музыка - это массаж нервных окончаний. Она может вызывать реакцию приятия или неприятия. Если музыка резко не воспринимается, то при невозможности выключить звук, человек впадает в состояние, похожее на ступор. Мир сужается до рамок борьбы с ненавистным 'шумом'. Среднее положение - это когда реакция нулевая, с некоторым плюсом. Потому что, добровольно терзать себя даже в некоторой степени неприятным раздражителем - никому не хочется. Но особенно интересно - третье: когда музыка вызывает реакцию, похожую на медитацию. Это результат резонанса, возникающего между композицией и психическим организмом человека. Именно в это время происходит самопроизвольное излечение недугов человека. Поскольку музыка является наилучшим проводником космического закона гармонии, то есть - равновесия частей целого. У больного - это равновесие нарушено. Идёт как бы считывание 'верного кода', при помощи которого происходит исправление 'сбойного' участка у человека. При этом, медитация может быть как энергичная, так и умиротворяющая. Какому психотипу - что ближе. При прослушивании песни сильно влияет вмешательство так называемого СОЦИАЛЬНОГО ТЕЛА (в терминологии тонких тел). Человек, являясь представителем определённого слоя, слушает слова песни с позиции принадлежности к своему слою. Вот почему рэп, русский шансон, патриотическая песня - вряд ли смогли бы существовать в виде инструментальных жанров. Это - песни слоёв социальных. Слушание музыки без слов - свободно от такого вмешательства - человек слушает 'организмом'. А не телевизионно-сотовым восприятием.